Цель: определение психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Методика направлена на определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка. Описание методики: В комнату, где на столике выставлены обычные не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный набор игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной; мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игрушка, один кубик, одна простая машинка; Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого. Инструкция: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал (см. Стимульный; материал). На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца. Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер. Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит к экспериментатору и просит дочитать сказку, то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан. Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается к экспериментатору с просьбой дочитать сказку, то взрослый предлагает ребенку положить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает сказку и говорит ему, что-либо сказка, либо игрушка. Интерпретация: В протоколе регистрируется выбор испытуемого, его высказывания и поступки, на основании чего делается вывод о доминировании познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Выбор сказки говорит о доминировании познавательного мотива. Выбор игрушек говорит о доминировании игрового мотива. Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации, которая, не вызывает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек. ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к методике по определению доминирования познавательного или игрового мотивов Сказка ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ * Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался: - Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу. - Не хвастай, Мороз Васильевич, не, одолеешь? - говорит заяц. - Нет, одолею! - Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц. Спорили они, спорили и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит: - Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею. - Давай, согласился заяц. ** Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу да поет: Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит – Солнышко ярко! Уставать стал Мороз, думает: "До чего ж крепкий заяц!" А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьям лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с-горы кувырком, то чертогоном по лугу носится. Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца: - Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках. ** Чтение прерывается после слов: "Давай, — согласился заяц". III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА" /разработана Н.И.Гуткиной/ Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями "внутренней позиции школьника", выявленными в экспериментальных работах по ее изучению. Так, сформированность "внутренней позиции школьника" своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности /письмо, чтение, решение примеров и т.д./. Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности - игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д. Беседа состоит из 12 вопросов /см. Приложение 3-а, Ключевыми являютcя вопросы 2-8, 10-12. Вопросы № I и № 9 не являются ключевыми, т.к. на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными. Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос № 2 -несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот. Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы г научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают; 'Что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., т.е. желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса, ребенка. Вопросы № 3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос 16 о любимых книгах. Ответ на вопросы 8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе. Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе ii 10 и наоборот. Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться /вопрос .№11/ и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью /вопрос Ж2/. Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене. Анализ ответов на вопросы показывает сформированность /+/ или несформированность /-/ "внутренней позиции школьника. В неясных случаях ставится знак "-". В Приложении 3-6 даны примеры возможных ответов на ключевые вопросы в случае сформированной и несформированной "внутренней позиций школьника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3-а Экспериментальная беседа по выявлению "внутренней позиции школьника" 1. Ты хочешь идти в школу? 2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)? 3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? 4. Почему? 5. Ты любишь, когда тебе читают книжки? 6. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку? 7. Какие у тебя любимые книжки? 8. Почему ты хочешь идти в школу? 9. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь ее? 10. Тебе нравятся школьные принадлежности? 11. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему? 12. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему? 13. В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему? ПРИЛОЖЕНИЕ 3-б Примеры сформированной "внутренней позиции школьника" Мальчик (7 лет 3 месяца) 3. Математика. 7. Чтобы получить образование. 10. Не устроит. Я не хочу быть глупым. 11. Учеником, как в школе. Задают уроки. 12. Урок. Когда мы в саду играем в школу, там нет вообще перемены. Девочка (6 лет 4 месяца) 7. В школе много учатся. 10. Нет, некому заниматься. 11. Ученицей, потому что ученица учится. 12. Урок. Я бы больше научилась. Примеры несформированной ''внутренней позиции школьника" Девочка (7 лет 6 месяцев) 7. В школе интересно, потому что не надо спать. 11. Учителем. Учитель задает вопросы. 12. Перемена. Можно что-нибудь поделать, а на уроке только занимаешься. Девочка (6_ лет 9 месяцев) 1. Нет. 2. Да. 7. Не хочу идти в школу. 10. Устроит. Хорошо играть со школьными принадлежностями. 11. Учителем. Учителем легче быть, чем учеником. Учитель задает вопросы, а ученик должен отвечать. 12. Перемена. Потому что можно больше играть. Девочка (6 лет 4 месяца) 2. Да. 6. У меня любимых книжек нет. Есть любимые куклы. 3. Бросаю и начинаю сначала. 10. Да, потому что дома школа - это интересно. 11. Ученицей. Нет, скорее всего учительницей, потому что учитель учит. 12. Перемена, потому что на перемене играют. Дорогие мои пациенты и слушатели семинаров! Сайт я сделала прежде всего для Вас, чтобы вы могли получать нужную информацию , не обшаривая в поисках ее все просторы интернета. Поэтому очень прошу вас, напишите мне - какой информации вам не хватило, что вы от меня ждете. Я всегда услышу вас и отреагирую. Пожелания по поводу качества и содержания информации отправляйте мне на почту: smeleng@mail.ru alohasmeleng@yandex.ru winter140372@gmail.com Или же через форму обратной связи на этом сайте))) Надеюсь что информация пригодится вам и вашим близком в нелегком деле выращивания здоровых и счастливых детей)))
|
|
|
|
© alohasmeleng |