Чем опасно перекутывание ребенка 

Иммунолог Смирнова Елена Георгиевна

 

     Вопрос о том, как правильно одеть ребенка, часто обсуждается родителями и педиатрами в связи с тем, что терморегуляция ребенка традиционно считается незрелой . Чем младше ребенок, тем менее  совершенной называют его терморегуляцию . Этот тезис неизбежно порождает желание одеть ребенка потеплее, чтобы «компенсировать» эту незрелость. Правильно ли это и поможет ли кутанье созреванию механизмов терморегуляции?  Для того, чтобы правильно выбрать температурный режим для ребенка, необходимо понять:

- что такое терморегуляция и какими механизмами она осуществляется

- чем особенна терморегуляция детей

-чем может отличаться терморегуляция у разных детей

- какова степень ее незрелости у каждого конкретного ребенка и как определить адекватный терморежим для каждого ребенка

        Только ответив на эти вопросы, можно понять – опасно ли перекутывание детей, какие последствия оно может принести и как его избежать,  какие есть  способы  коррекции нарушений терморегуляции и какие ошибки могут  замедлить её формирование, как одеть ребенка правильно.

И, так,

 Терморегуляцияэто  способность человека, млекопитающих животных и птиц поддерживать температуру мозга и внутренних органов в узких определённых границах, несмотря на значительные колебания температуры внешней среды и собственной теплопродукции.

Температура внутренней среды организма поддерживается на сравнительно постоянном уровне по принципу саморегуляции. Чем она обеспечивается?

Постоянство температуры тела обеспечивается теплопродукцией (химической ) и теплоотдачей (физической ).

Система  включает тепловой центр, расположенный в гипоталамусе, большое количество термочувствительных нервных клеток в различных отделах центральной нервной системы (от коры головного мозга до спинного мозга), терморецепторы внутренних органов, слизистых оболочек и кожи с соответствующими нервными проводящими путями, эфферентные нервные пути и эффекторные органы в виде кожных сосудов, эндокринных и потовых желёз, скелетных мышц и др. То есть на нормальную работу терморегуляции могут оказывать влияние многие факторы.

    Например,  при перекутывании, то есть при угрозе перегревания организма происходит расширение кожных сосудов, увеличиваются потоотделение  и теплоотдача. При угрозе охлаждения кожные сосуды суживаются, волосы поднимаются и теплоотдача ограничивается, а теплопродукция повышается.

Таким образом, организм поддерживает баланс между теплопродукцией и теплоотдачей в различных температурных ситуациях[1].   

В чем же особенности терморегуляции у детей?

   Созревание у ребенка механизмов регуляции теплоотдачи отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7–8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес. — 1 году) созревают механизмы регуляции теплоотдачи через реакции поверхностных сосудов. Значит по ним и можно определить- зрелая ли терморегуляция у ребенка. При перекутывании ведущий механизм созревания терморегуляции оказывается блокированным, и ребенок становится подвержен болезням в ответ на холодовое воздействие.

  Температура тела ребенка в первые месяцы жизни не вполне постоянна. Она может изменяться под влиянием различных факторов: охлаждения или перегревания тела, приема пищи, крика и так далее. Этот процесс зависит от ряда причин:

      Поверхность кожи у ребенка относительно его массы значительно больше, чем у взрослых. Так, у новорожденных на 1 кг массы тела приходится 700 см2 кожи, у десятилетних детей — 425 см2, а у взрослых — 220 см2. Значит, чем моложе ребенок, тем интенсивнее у него происходит теплоотдача.

   У детей сеть кровеносных сосудов, пронизывающих кожу, значительно гуще, чем у взрослых. Наиболее ярко эти особенности проявляются в младенчестве. Сосудодвигательные реакции на тепло и холод у детей грудного возраста почти одинаковы.

     Отсутствует холодовая дрожь.

     Дети отличаются относительно высокой температурой кожи в термонейтральной зоне и относительно малым количеством образующегося пота.

    Терморегуляция ребенка (особенно новорожденного) осуществляется в основном путем механизма химической терморегуляции, т. е. путем производства внутреннего тепла, физическая же терморегуляция, т. е. при помощи сужения и расширения сосудов, у него развивается лишь позже.

     В растущем организме обменные процессы протекают с высокой интенсивностью и постоянно. При этом различные формы получаемой и затрачиваемой метаболической энергии превращаются в тепло. Существенный вклад в образование тепла в детском организме вносят характерные для детей высокие уровни метаболизма и двигательной активности. Накопление тепла в организме способствует повышению температуры тела. Однако в соответствии с физическими законами теплоотдачи, если температура любого тела, в том числе тела человека, становится выше температуры среды его существования, тепло с поверхности тела начинает рассеиваться в эту среду -теплоотдача ,что способствует понижению температуры тела. Поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма и/или температуры среды существования является одной из важнейших функций системы детской терморегуляции[2].

     Сократительный термогенез также является важным механизмом повышения теплопродукции у новорожденного, у которого уже с первых часов жизни наблюдается повышение мышечного тонуса и двигательной активности, резко возрастающих при холодовом воздействии на кожу. Роль сократительного термогенеза в повышении теплопродукции возрастает по мере увеличения возраста ребенка и уменьшения массы бурой жировой ткани. Этому способствуют увеличение у детей мышечной массы, развитие механизмов терморегуляционного тонуса мышц и холодовой дрожи.

Как определить – нормально ли работает терморегуляция у ребенка?

   Критериями зрелости системы терморегуляции принято считать наличие у ребенка относительного постоянства ректальной температуры при температуре воздуха 20–22 °С; разницу между ректальной температурой и температурой в подмышечной впадине или между температурой кожи на груди и на стопах; суточной периодики температуры тела; температурной реакции при инфекционных заболеваниях.

    О созревании центральных гипоталамических механизмов терморегуляции у детей можно судить по установлению правильного суточного ритма температуры тела, что происходит к 1,5–2-месячному возрасту.

    Понаблюдав за ребенком, можно увидеть – как он переносит закаливающие процедуры. Отсутствие тремора, голубизны кожных покровов говорит о хорошей терморегуляции.

Возможные индивидуальные особенности терморегуляции

Влияние условий ухода за детьми на формирование терморегуляции

Наблюдения за детьми, рожденными в домашних условиях и не подвергаемых смыванию первородной смазки и пеленанию, находящимися в постоянном контакте с матерью, с которыми с самых первых дней занимались гимнастикой и проводили определенные закаливающие процедуры, показывают, что несовершенная терморегуляция новорожденных сильно преувеличивается.  Но ее  надо "запустить". Естественные условия позволяют это сделать. Запеленывание же и создание условий с постоянной температурой (условий, которые к тому же угрожают перегреву тела, что новорожденные переносят гораздо хуже, нежели охлаждение), приводят к тому, что система эта не только не "запускается", но и атрофируется.[3]

В периоде новорожденности для функционирования системы терморегуляции необходима стимуляция рецепторов кожи, что отсутствует при перекутывании.

"Так как в раннем возрасте на единицу поверхности приходится малая масса тканей, в особенности скелетно-мышечной, то, очевидно, достаточно небольшого повышения интенсивности метаболизма и образования тепла, чтобы сравнительно быстро согреть "сердцевину".

      Перекутывание ребенка в часы бодрствования и термостатическое содержание (постоянный термокомфорт) ведут к свертыванию за ненадобностью механизмов терморегулирования и частым простудным заболеваниям (ОРЗ, ОРВИ). Именно это порождает до 80-90% всех болезней ребенка. Когда человека с детства приучают к холоду, как к норме, а не опасности, его организм слаженно реагирует на низкие температуры. При охлаждении кровь приливает к органам, старательно их «прогревая», защитные силы активизируются. На улице кожа становится холодной – это как раз отливает кровь, чтобы спасать внутренние органы. Но если очень холодно, да еще и человек не двигается – кровь «застывает», организм становится уязвимым. Если человека с рождения приучили к перепаду температур, при охлаждении кровь останется, грубо говоря, где была, сохранив руки, ноги и лицо – теплыми, а не запаникует и не убежит спасать другие органы, подчиняясь нервному напряжению.

Аллергия на холод

Сам по себе холод – это не аллерген, потому что аллергия – это реакция на чужеродный белок. При выходе на мороз собственные белки образуют структуру, которую защитная система организма ошибочно принимает за чужую – как будто вторгся аллерген. Также аллергия на холод может проявиться в виде непрекращающегося хронического тонзиллита (воспаление миндалин). При кожных высыпаниях (вследствие аллергии на холод) нужно дома увлажнять кожу после купания, не пользоваться мылом (лучше специальной косметикой для сухой кожи). Использовать питательный жирный крем при выходе на улицу, смазывая не только лицо, но и руки.

На улице  ребенок должен быть полностью «упакован»: комбинезон закрывает горло, на рукавах и штанинах регулируемые клапаны, варежки-непромокайки, исключающие намокание и охлаждение рук.

Недоношенность

Необходимое для поддержания температуры тела количество тепла продуцируется у доношенного ребенка сразу после рождения.

При значительной степени недоношенности, когда у новорожденных имеется различной степени выраженности гипотиреоз, а масса бурой жировой ткани составляет менее 1 % от массы тела, теплопродукция снижена. Это может способствовать развитию гипотермии, если не созданы условия для ограничения теплопотерь.

Заболевания

      Вклад в теплопродукцию сократительного термогенеза может изменяться при ряде неврологических и мышечных заболеваний, а также при развитии гипоксии, вызванной заболеваниями органов кровообращения и дыхания.

    Гипоксия, внутричерепная травма, инфекции, поражающие центральную нервную систему (ЦНС), как и ее аномалии, могут быть причиной нарушений функции центрального аппарата терморегуляции.

  Иммунологическая недостаточность.

При температуре воздуха ниже -15 снижается фагоцитоз, то есть клетки организма не подавляют различные бактерии и вирусы. Если ребенок до переохлаждения был иммуноскомпрометирован, то после него он заболеет и еще более снизит адаптационные возможности иммунитета.  В иное время организм отразил бы атаку, но после мороза иммунитет существенно падает за короткое время.

 

Как же одеть ребенка?

      Для здоровья ребенка одинаково вредны как охлаждение, так и перегрев.

       Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям существенно отличается от организма взрослого. Недопустимо сравнивать свои ощущения с ощущениями ребенка: взрослый иммунитет, часто бывает нарушен факторами, которые напрямую влияют на морозоустойчивость.

      Накопление лишнего тепла приводит к потливости - даже если ребенок на ощупь сухой, это не означает, что его тело перестало испарять влагу. Перекутанные дети на улице потеют-охлаждаются-снова потеют–снова охлаждаются, этот процесс ведет к снижению иммунитета и различным заболеваниям. К тому же пот увлажняет одежду, снижая ее теплозащитные свойства.

                Необходимо учитывать все возможные индивидуальные особенности ребенка , а также временные ситуативные факторы, которые будут определять выбор оптимального способа одевания ребенка

        Простые советы:

  Собираясь на улицу, сначала всегда одевайтесь сами, а потом одевайте ребенка.

  Очень полезно 4-5 раз в день обливать руки и ноги холодной водой. Кровь приливает к внутренним органам, добавляя клеткам новые порции кислорода и питательных веществ. Холодные ванны способствуют увеличению количества гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов. Соответственно повышается иммунитет.

    Чтобы защититься от простуды, есть действенная профилактическая хитрость: попробуйте за 15-20 минут до того, как выйти гулять на холодный воздух, дать ребенку несколько глотков воды комнатной температуры. За это время организм подготовится к предстоящему температурному скачку - все-таки у нас в горле +37°, а вода комнатной температуры примерно +20°. И сами тоже выпейте.

    Для выходов в магазин используйте раздельный комбинезон (комплект), чтобы ребенку можно было снять куртку. Снимайте и шапку с шарфом. Вид детей в магазинах, одетых в комбинезон, шапку и капюшон вызывает панику.

     Греет не многослойная одежда, а правильная одежда. Греет не утеплитель, а полости между волокнами утеплителя (поэтому многие зимние комбинезоны очень легкие).

.   Для детей выпускают достаточно высокотехнологичные комбинезоны –материалы для «второго слоя» используются другие. К примеру, флис – это искусственная шерсть, по своим характеристикам он равен ей, но по весу гораздо легче. Многие фирмы выпускают поддёвы, это комбинезоны или комплекты из флиса или шерсти, поддёвы заменяют традиционные теплые костюмчики: они отлично греют и не теряют форму после стирок.

Шерстяную шапочку можно заменить шапкой из двойного флиса. На замену меховым пришли шапки с синтетическими утеплителями (изософт, тинсулейт) – и шерстяные шлемы, позволяющие не использовать шарфик. Некоторые шлемы дополнительно утеплены. Тонкий шерстяной шлем допускается носить без капюшона до температуры -10, исключая дни с пронизывающим ветром.

       В помощь замерзающим ручкам производители выпускают непромокаемые варежки-краги, это аналог спортивных рукавиц. Варежки-краги имеют удлиненную манжету на липучке или молнии. Манжета натягивается на рукав – или прячется под него. Эти варежки утепляются овчиной, тинсулейтом или другим наполнителем. Важно, чтобы непромокайки были мягкими, не «дубовыми», иначе ребенок просто откажется их носить.

    В излишне толстой одежде ребенок может вспотеть и быстро переохладиться. Вредно слишком тепло закутывать голову и шею ребенка. На шее проходят большие кровеносные сосуды - артерии и вены. От избыточного тепла они расширяются, к шее и голове притекает больше крови, но этот прилив происходит за счет оттока ее от ног, рук и внутренних органов. Перегрев одной части тела, и охлаждение других является крайне вредным. Дети, которым постоянно излишне обертывают шею теплыми шарфами, чаще болеют ангинами, гриппом.

    Ребенок дышит нормально при любом холоде. Если ему закрыть рот, воздух будет увлажняться, это приводит к простудам. Перед выходом прочистите ребенку нос – и все будет хорошо.

        Ноги и руки в зимних прогулках страдают первыми. Мышечный массив, который помогает сберегать тепло, именно в этих частях тела незначителен. Нет подкожной жировой ткани, зато есть большая по площади поверхность кожи, отдающая тепло. Ноги и руки в норме не должны быть теплыми, только прохладными (чуть ниже комнатной температуры), это означает нормальную терморегуляцию.

           Определить, замерз ли ребенок можно по переносице, шейке и коже выше ступней и кистей рук.

 Румяные щеки и нос – признак здоровья и отличного времяпровождения, а не замерзания. Кровь должна приливать к лицу, чтобы оно не мерзло.

Примерный план одевания в зависимости от температуры воздуха:

+5/-5 Футболка с длинным рукавом, комбинезон мембранный или синтепон, зимняя обувь на колготки, шерстяные варежки или перчатки, шапочка из шерсти или смесовая с акрилом.

-5/-10 Нательное белье (для мембраны – с синтетикой) или термобелье, тонкая водолазка, комбинезон с наполнителем из полиэстера (изософт, холлофайбер и пр.) или мембранный, зимняя обувь на колготки (если обувь мембранная, колготки должны быть смесовые), шапочка шерстяная, шерстяные варежки или краги.

-10/-15 Нательное белье или термобелье, костюм из флиса или шерсти, комбинезон с наполнителем из полиэстера или пуха. Капюшон надеваем в случае сильного ветра. Непромокаемые варежки или шерстяные с мехом. Зимняя обувь – валенки на шерстяной носок или зимние сапоги с носком из шерсти или термоноском.

-15/-25 Все то же, что и в предыдущем абзаце, прогулки ограничиваются по времени: не более часа по безветренной погоде, не более получаса при ветре. Если вы любите погулять по морозу, обязательно купите ребенку полный комплект термобелья, включая носки и варежки, тогда продолжительность прогулок можно немного увеличить.

Чем же опасно перекутывание?

  1. Снижением иммунологической резистентности. Перекутанные дети- в будущем часто болеющие дети.
  2. Незрелостью механизмов терморегуляции. Перекутанные дети- дети с синдромом дисадаптации.
  3. Нарушением кожной чувствительности.
  4. Кожными заболеваниями.
  5. Недоразвитием участков мозга, нуждающихся в стимуляции через кожные зоны.
  6. Отставание в психо-моторном развитии.
  7. Нарушенями формирования костно-мышечной системы.
  8. Вегето-сосудистой дистонией.

Хватит? Тогда о том, Как можно помочь созреванию терморегуляции?

Правильно подобранная врачом система закаливания , учитывающая все возможные индивидуальные особенности ребенка, способствует формированию здоровой терморегуляции.

  Наиболее эффективно водное закаливание, но кому и каким именно способом закаляться- решать нужно совместно с врачом.

   Своевременное грамотное решение проблем, ведущих к отставанию формирования терморегуляции позволит простимулировать ее развитие.

  И… НЕ КУТАЙТЕ РЕБЕНКА!



[1] Отклонение средней температуры внутренних областей тела и крови, мышц, наружных покровов от "установленного" уровня вызывает усиленную импульсацию термочувствительных нервных клеток и терморецепторов. Импульсы достигают центра  в гипоталамусе, где формируется "управляющий" сигнал к эффекторным органам . Функция  находится под контролем высших отделов мозга и, в частности, коры больших полушарий, что позволяет организму на основе общей температурной чувствительности использовать сложные реакции поведенческой Т. (активное избегание высокой или низкой температуры, постройка животными убежищ в виде нор, тёплых гнёзд, изменение величины поверхности тела при свёртывании в клубок на холоде и т. д.). Эффективность Т. относительна. При значительных перепадах внешней температуры или резких изменениях теплопродукции температура мозга и внутренних органов у человека и различных животных может отклоняться от обычных значений от 0,2—0,3 до 1—2 °С и более. У различных организмов отдельные механизмы Т. развиты неодинаково. Так, например, потоотделение свойственно только человеку, обезьянам и непарнокопытным. У других гомойотермных животных наиболее эффективный механизм теплоотдачи — тепловая одышка.

 

[2] Величина температуры тела при достижении равенства величин ТП и ТО могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных гипоталамических центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная — 37 °С и называется установочной точкой терморегуляции (set point). Таким образом, формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является важнейшей функцией системы терморегуляции. Если эта функция выполняется успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи — поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела на относительно постоянном уровне. Эта температура поддерживается при минимальном напряжении механизмов терморегуляции в условиях небольшого колебания температуры внешней воздушной среды или в пределах так называемой термонейтральной, или термоиндифферентной, зоны: для обнаженного взрослого человека — в диапазоне 28–30 °С, для новорожденного — 32–34 °С, для легко одетых детей в возрасте 1 мес. — 22–25 °С, 6 мес. — 19–23 °С, 1 года — 17–20 °С.

 

[3] При рождении ребенок испытывает первую холодовую нагрузку. Даже если в родильной комнате +25°С, перепад температур достигает 13 градусов (в матке температура около 38°С). Причем это происходит на фоне стресса при прохождении через родовые пути.

Потребность в кислороде сразу же после рождения повышается в 4 раза, а  для взрослых увеличение потребления кислорода на 76% происходит при холодовой нагрузке, которая считается большой, т. е. при 40-50 ккал в потере тепла, не скомпенсированных за время холодового воздействия, что соответствует пребыванию около 1 минуты в воде при 0°С.

Относительно большая величина поверхности тела не только обусловливает значительную теплоотдачу, но в особенности обеспечивает большую величину поверхности рецептивного поля, рефлекторно стимулирующего механизм химической терморегуляции, в первую очередь осуществляющейся скелетной мускулатурой. Именно поэтому можно понять большую или меньшую степень оголенности поверхности тела едва ли не у всех млекопитающих. В раннем постнатальном возрасте и в последующие периоды индивидуального развития отнюдь не потери тепла, т. е. не величина поверхности тела и связанная с ней теплоотдача, являются фактором, первично регулирующим теплообразование.

Напротив, физиологические особенности поверхности тела, различие ее относительной величины и связанные с ними механизмы теплоотдачи лишь вторично приспособительно преобразуются к меняющемуся уровню теплопродукции в разные возрастные периоды, а уровень теплообразования в раннем постнатальном возрасте превышает возможности теплоотдачи, обеспечиваемые не только величиной поверхности, но и максимальной вазодилатацией ее и малым коэффициентом теплоизоляции. Последнее имеет свое выражение в сравнительно высокой температуре поверхности кожи и тем самым в малой величине внутреннего температурного градиента".

 

Дорогие мои пациенты и слушатели семинаров!

Сайт я сделала прежде всего для Вас, чтобы  вы могли получать нужную информацию , не обшаривая в поисках ее все просторы интернета.

Поэтому очень прошу вас, напишите мне - какой информации вам не хватило, что вы от меня ждете. Я всегда услышу вас и отреагирую.

Пожелания по поводу качества и содержания информации отправляйте мне на почту:

smeleng@mail.ru

alohasmeleng@yandex.ru

winter140372@gmail.com

Или же через форму обратной связи на этом сайте)))

Надеюсь что информация пригодится вам и вашим близком в нелегком деле выращивания  здоровых и счастливых детей)))

 

 

 

 

© alohasmeleng

Сделать бесплатный сайт с uCoz