Иммунолог Смирнова Елена Георгиевна

 

Естественное развитие в неестественном мире

 

“Нехватка любви, ласки, внимания со стороны взрослого

 может быть, даже опасней для младенца,

 чем умеренный недостаток питания”.

 

                                                                   

Что мы можем сделать для своих детей, чтобы неестественность современного мира не помешала им вырасти здоровыми и счастливыми? Думаю, что не стоит опускать руки, ссылаясь на нарушенную экологию – загрязненный воздух, ненатуральность продуктов питания, застрессованность жизни или  ускоренные ритмы. На мой взгляд, в мире есть много и естественного и не очень, но каждый человек сам  выбирает – что именно ему замечать и по какому пути следовать . Как же мы можем выбрать естественность в отношении к  своему ребенку? Мой  ответ – ЛЮБИТЬ. Любовь к ребенку является главным вектором, приводящих нас к правильным решениям во всех сферах его жизни – начиная от выбора способа родов и вскармливания, и заканчивая образованием и медицинским сопровождением.

 

   Любовь к ребенку каждый родитель понимает по своему.  Для меня основополагающим тезисом является принцип Януша Корчака:

«Если для ребенка не сделано всё – значит сделано недостаточно.»

Отношение к ребенку прекрасно отражено в его же заповедях  заповедях для родителей:

 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

 2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

 3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

 4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

 5. Не унижай!

 6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

 7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

 8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

 9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

 10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

 

 Дети, наполненные маминой любовью, лучше растут и развиваются. Недолюбленный ребенок чаще болеет, выздоровление проходит медленно, имеет склонность к плохому поведению и непослушанию. Поэтому для нормального развития ребенка просто необходимо как можно чаще обнимать ребенка, целовать, поглаживать, с любовью и нежностью смотреть в глаза, играть с ним. До 2 лет ребенок и мама должны быть всегда вместе. Если мама часто оставляет ребенка с бабушкой или няней, малыш хуже развивается и чаще болеет, так как прерывается поток любви.

Также большое значение для ребенка любого возраста (даже школьника старших классов) имеет мамин голос. Еще находясь в утробе, малыш слышит мамин голос. Родившись, ребенок с легкостью узнает мамин голос, его интонации и перемены в настроении. Если с детства ребенок слышит любящий ласковый мамин голос, поддерживающий, одобряющий, успокаивающий, то ребенок развивается быстрее и лучше. С детства мама дает ребенку установку на любовь, здоровье, успех и удачу в жизни. Совсем другая программа задается ребенку, который с раннего детства слышит критику в свой адрес, упреки и претензии – как бы записывается программа на болезни и неудачи.

Мамина любовь должна быть безусловна, независимо от того, здоров ребенок или болен, послушен или нет.

В наше неестественное время даже из материнской любви сделали психологическую методику, и она работает. Самая большая неестественность заключается в том, что люди вообще, и матери в частности, разучились любить…Иначе как так могло получиться, что мамина любовь стала методикой…

 

И так, естественно ЛЮБИТЬ! И также естественно необходимо ребенка растить.

Естественный уход за малышом основан на подходе, отталкивающемся от его естественных потребностей, и является необходимой предпосылкой формирования экологического мышления и гармоничного взаимодействия с миром.

 Развитие ребенка представляет собой взаимодействие двух факторов – реализации внутренней заложенной программы развития и внешних условий, обеспечивающих ее конкретное наполнение. Другими словами, согласно реализующейся внутренней программе развития, мы должны обеспечить ребенку некоторые условия существования, которые соответствовали бы этой программе. Любые несоответствия внешних условий внутренним потребностям приводят к нарушению гармонии, к нарушению естественного развития и затем к компенсации этого нарушения в виде «анти экологического» во всех смыслах способа мышления и поведения.  Основа естественного подхода – воссоздание в современных неестественных условиях жизни на другом качественном уровне естественных условий существования.

 Обеспечение необходимых условий биологического развития – важная предпосылка проявления у человеческого существа социальных качеств, присущей ему потенции разумности. В перинатальный период эти условия биологического развития реализуются в удовлетворении естественных потребностей, присущих матери и ребенку.

 Однако потребности человека не являются чисто биологическими. Они своеобразно “окультурены”, сцеплены, соединены с потребностями социальными. Но это “окультуривание” не должно вести к забвению биологических законов существования, не должно отдалять нас от тех природных условий, благодаря которым создаются биологические предпосылки социальности и разумности.

 В первый год жизни потребности ребенка весьма просты и могут быть удовлетворены очень естественно. Главный принцип – не вмешиваться без надобности в естественный процесс роста и развития ребенка, a создавать условия, при которых этот процесс был бы действительно естественным. Если мы сомневаемся в том, что естественно , а что нет, стоит заручиться поддержкой грамотного педиатра, которому вы доверяете.

 

Основные жизненные потребности малыша, которые являются ведущими, наиболее существенными для развития ребенка:

1. Потребность иметь родителей

 Причем не только формально, поскольку ребенок чаще всего все-таки имеет отца и мать, а именно в смысле тех внутренних ощущений, которые они должны ему давать.

 Прежде всего это чувство любви, о котором я писала в начале. Любовь не поддастся рациональному описанию. Это чувство постигается человеком лишь в непосредственном переживании. И подобно тому, как жизни взрослого человека любовь придает некоторый совершенно особый смысл, так же и для малыша чувство любви, исходящее от родителей, дает ему жизненный импульс, что-то вроде установки “жить стоит”. Даже в физическом присутствии матери, у которой нет чувства любви к своему ребенку, он будет ощущать покинутость, отсутствие столь необходимой в этот период опоры, и, как следствие, депрессивное состояние.

 С чувством любви связано чувство безопасности. Ощущение безопасности существенно для ребенка в незнакомом для него мире. Именно оно позволяет ему без страха его осваивать. В противном случае чувство страха, возникающее при встрече с новым, приводит к так называемой психической ретардации, т.е. к стремлению вернуться в состояние относительного покоя и безмятежности, которое переживалось ребенком в утробе. Снижается исследовательская активность, мир кажется агрессивным. Этот паттерн закрепляется, и в дальнейшем становится характеристикой личности взрослого человека.

 Внимание, требуемое ребенком, – закономерное следствие того, что рождение является завершением лишь первого акта жизненного сценария, когда только физическое тело готово к относительно автономному существованию. Ребенок и мать остаются связанными незримой пуповиной, через которую продолжают питаться более тонкие сферы человеческого существа.

2. Сенсорное наполнение

 Первый год жизни – это период сенсорно-моторного развития. В это время в основном развиваются наиболее древние в эволюционном отношении нижние отделы мозга. Логика развития такова, что высшие отделы формируются полноценно только при развитых низших. В то же время преждевременная активизация высших отделов приводит к недоразвитию низших. Развитие идет поэтапно, и нужно стараться максимально реализовывать условия, необходимые для прохождения каждого этапа. Поэтому не следует форсировать развитие ребенка с помощью различных методик сверхраннего развития.

 Для развития низших отделов мозга необходим приток в них нервных импульсов, который обеспечивается соответствующей нагрузкой на органы чувств. Органы чувств ребенка активизируются сразу же после рождения новой средой, в которой он оказывается. Однако в условиях современного родовспоможения, при обычном способе обращения с новорожденным, происходит перегрузка его сенсорных систем. Уровень раздражителей переходит допустимую границу, вызывая дистресс. Дальнейшие условия жизни – пеленание, термокомфорт, недостаточный уровень кожной стимуляции приводят к тому, что называется сенсорной депривацией, т.е. к отсутствию достаточной сенсорной стимуляции.  Кроме того, важно не только количество, но и качество получаемых ребенком стимулов. Поэтому можно говорить об определенных сенсорных потребностях ребенка.  При естественных родах первичные сенсорные потребности ребенка удовлетворяются путем контакта с матерью кожа-к-коже. Этот контакт и мягкие поглаживания, которые начинает делать мать, активизируют нервные окончания кожи. Прикладывание к груди в обычную позу для кормления обеспечивает зрительный контакт матери и ребенка, приводя к запечатлеванию[1] младенцем лица матери, благодаря преструктурности нашей схемы видения для узнавания человеческого лица. Сосание груди дает первые вкусовые ощущения и, кроме того, активизирует работу вестибулярного аппарата и слуха. Первые слуховые ощущения также связаны чаще всего с тем, что мать начинает с ребенком разговаривать, Запечатлевается запах матери. Существуют наблюдения, говорящие о том, что младенец может узнавать мать по запаху.

 Удовлетворение этих элементарных сенсорных потребностей (путем прикладывания ребенка к груди после рождения) способствует укреплению бондинга[2]. Однако все эти стимулы должны действовать и в дальнейшем, тем более, что достигается это чрезвычайно просто – во время контакта матери и ребенка, во время кормления, игры, занятий гимнастикой и т.д. Нужно, чтобы аналогичные стимулы малыш получал и от отца.  В первые месяцы жизни ребенка закладывается то, что можно назвать разрешающей способностью его сенсорных систем, а также диапазоном восприятий. Различение оттенков цвета, звуковых интервалов, различия в запахах и вкусе, а также чувствительность кожи развиваются именно в этот период. Но для такого развития все это ребенку должно быть представлено. Другими словами, среда младенца должна быть достаточно обогащенной стимулами, различающимися не только по качеству, но и по оттенкам.  Сказанное хорошо иллюстрирует эксперимент американских ученых Д.Спикелли и Г.Хирша. На глаза котят с момента рождения воздействовали оптическими раздражителями либо только с вертикальными линиями, либо только с горизонтальными. Если котенка содержали в “горизонтальной” среде, то, став взрослым, он не мог пройти даже между ножками стула, а в случае “вертикальной” среды не мог перелезть через самую маленькую преграду. В глазу не развивались соответствующие детекторы.

 Таким образом, значение для ребенка богатой стимулами среды очевидно. Но важно, чтобы стимулы эти были по возможности естественного происхождения. Лучшее средство обеспечить такую среду – это чаще бывать с ним на природе с первых недель и даже дней его жизни, если к этому располагают погодные условия. То, с чем ребенок познакомился в раннем детстве, становится для него нормой, к которой он всегда будет осознанно или бессознательно стремиться. Запечатлевание неба, пения птиц, шума реки или моря, деревьев и цветов, дождя или снега, – немаловажный фактор развития экологического мышления. (Конечно же, восприятие чего-либо ребенком идет на фоне восприятия этого же родителями. Поэтому то, какие чувства и переживания испытывают родители, также запечатлевается малышом).

 В домашних условиях ребенка следует больше знакомить с различными предметами и материалами. В первую очередь с натуральными. Давать ему подержать деревянную палочку, камень, различные ткани. Мягкое, твердое, гладкое, шершавое, тупое, острое – со всем этим нужно познакомиться. Лучше предпочесть деревянные игрушки пластмассовым. Развешивание картин в мягких тонах вокруг кровати малыша и их смена будет создавать необходимые зрительные стимулы. Нужно разговаривать с ребенком, давая ему желаемый образец общения. Хорошо периодически петь ему песни и заводить музыку. Преобладать должна нежная, спокойная музыка.

 Знакомство с природными факторами: вода, солнечные лучи, снег, воздух теплый и прохладный - происходит при закаливании.

 Необходимо помнить о чрезвычайной важности кожно-мышечной стимуляции, доставляющей в мозг большое количество импульсов, обеспечивая тем самым его развитие. Следует с первых же дней как можно больше носить ребенка на руках и в различных положениях (если он, конечно, не спит): просто как в позиции для кормления, одной рукой под грудку, вертикально с упором на ваше плечо, на бедре сбоку лицом к себе, как это делали наши далекие предки и как это делают обезьяны, в специальных приспособлениях типа “кенгуру”. При этом малыш усваивает много положений тела, хорошо развивается физически, рано (относительно стандартных норм) начинает держать головку, сидеть, ползать. Если ребенок все время голенький, он получает естественный массаж. Специальный же массаж следует рассматривать больше как восстановительное и лечебное средство.  Кормить грудью его также лучше голеньким, причем в контакте кожа-к-коже с матерью.  Не бойтесь брать малыша с собой в постель. Это тоже обеспечивает нужный контакт. Кроме того, это удобно для матери, избавляя ее от необходимости вставать для ночного кормления. Замечено, что заболевший ребенок выздоравливает гораздо быстрее, если мать берет его спать с собой.  Отбросьте страх задавить ребенка во сне. Ведь у матери, кормящей грудью, отсутствует самая глубокая, четвертая фаза сна. Она всегда начеку. Опыт показывает, что при хорошем психическом контакте с ребенком этого не может сделать даже отец, неминуемо просыпаясь в опасной ситуации. Да и самих этих ситуаций практически не возникает.  Следует также отбросить распространенную глупость о том, что ребенок привыкает спать с матерью (тем более, если это мальчик), и о “неправильном сексуальном воспитании”, о котором нас считают своим долгом предупреждать представители “науки” о ребенке, утверждая, что “сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для полноценного отдыха, способствует заражению инфекционными болезнями, может привести к преждевременному пробуждению полового чувства”.

 Опыт показывает, что, набирая некоторую “критическую массу” контакта, ребенок сам от этого отходит. А если вы верите в “неправильное сексуальное воспитание”, то продолжите логически эту мысль и перестаньте кормить грудью.

3. Потребность в движении

 Первый год жизни – это период сенсорно-моторного развития. В этот год особенно явно проявляется принцип, согласно которому ведущей системой у ребенка является опорно-двигательная. Попросту говоря, это означает, что от должного развития этой системы зависит нормальное развитие всех остальных систем, в том числе и психическое развитие ребенка.  Природа снабдила младенца различными физиологическими механизмами, благодаря которым он осуществляет двигательную активность.

 Во-первых, это рефлексы (хватательный, подошвенный, шагательный, ползательный и т.д.)[3], играющие в жизни новорожденного важную роль и являющиеся показателями ею состояния. Рефлекс не есть реакция пассивного, реактивного отражения или уход и защита от раздражителя, напротив, рефлекс является реакцией сближения с раздражителем, что должно вести к упражнению, обострению и дифференцировке чувствительности, к обогащению знакомства со средой”. Поэтому рефлексы ребенка нужно поддерживать до их угасания, например, подталкивать под пяточки в позиции лежа на животике, стимулируя ползание и т.д.

 Во-вторых, это так называемая спонтанная двигательная активность. Во сне ребенок с определенной периодичностью совершает мышечные сокращения и движения. Мышечная активность, запускаемая деятельностью нервных центров, обеспечивая организму возможность осуществить самые разнообразные контакты со средой, является едва ли не основным фактором, определяющим развитие мозга, увеличение его массы, и тем самым и его информационной емкости. Поэтому ребенка не надо кутать и пеленать.

 Наиважнейшее требование для обеспечения ребенку двигательной активности – категорический отказ от пеленания. К сожалению, практика тугого пеленания остается сегодня весьма распространенной среди родителей. Практика пеленания в родильных домах удобна для обслуживающего персонала, поскольку запеленутый ребенок дольше спит в условиях разделения с матерью, и ни один врач не может объяснить разумно смысл этой варварской процедуры.  Родители часто оправдывают пеленание ходячим предрассудком “чтобы был ровненький” и якобы древней традицией. Да, действительно, в практике народного врачевания использовалось тугое пеленание, выполняемое особым способом, для лечебных целей, главным образом для исправления дефектов опорно-двигательного аппарата. В тех же целях использует так называемые “выкладки” и современная лечебная физкультура для новорожденных и грудных детей. Но это никоим образом не может распространяться на здорового ребенка. Это – необходимость, и необходимость печальная, поскольку ограничивает движения ребенка.

 Пеленание, ограничивая движения малыша, затормаживает его физическое и психическое развитие, не дает свежему воздуху поступать к коже, затрудняет испарения с кожи, фиксирует тело в неестественном положении, нарушает кровообращение, приводит к быстрому угасанию многих рефлексов. Не позволяя младенцу осуществить свои естественные потребности, такие как движение и комфорт, пеленание приводит к ощущению беспомощности и к “отказу от поиска”, что, как мы говорили ранее, снижает творческий потенциал, присущий человеку. Пеленание прививает ребенку будущую психологию подчинения и имеет ряд других негативных в психологическом отношении последствий”.

 Наблюдение за малышами, рожденными естественно, в домашних условиях, показывает, что они активны с первых же минут после рождения, проявляя выраженный интерес к окружающему. Если ребенка не пеленают, то он в среднем меньше времени проводит во сне, раньше начинает выполнять сложные манипуляции с предметами, улыбаться и произносить первые осмысленные звуки.  Более полно потребность в движении реализуется гимнастикой и плаванием.

4. Потребность в физиологическом стрессе[4]

. Мы привыкли понимать под стрессом нечто опасное, вредное для здоровья. Часто родители, занимающиеся с детьми динамической гимнастикой и обливающие их холодной водой, обвиняются в том, что их дети испытывают стресс! И обвинители правы: ребенок действительно подвергается стрессовым нагрузкам. Не правы они в другом – стресс ни в коем случае нельзя рассматривать как отрицательный фактор.

. Представление о том, что ребенок “не должен подвергаться стрессу”, приводит к созданию ему “тепличных” условий существования, недостаточной сенсорной стимуляции и обеднению среды. Итак, что же такое стресс?

 Стресса невозможно избежать. Наш организм постоянно к чему-то приспосабливается. Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Сердце продолжает перекачивать кровь, кишечник переваривать вчерашний ужин, а дыхательные мышцы обеспечивают движения грудной клетки. Даже мозг не полностью отдыхает в периоды сновидений.  Г.Селье ввел в науку понятие “болезнь адаптации[5]”. Иначе говоря, он считал, что за адаптацию надо платить заболеванием. Именно в этом коренится сложившееся отношение к стрессу как к некоему экстремальному патогенному фактору, который, часто повторяясь, является источником заболевания. Следовательно, стрессовых ситуаций надо всячески избегать.

  В результате действия физиологического стресса происходит “спиралеобразный переход развивающегося организма на новый, более высокий уровень потенциальных рабочих возможностей”.  Все это позволяет сделать вывод: “иными словами, речь должна идти не о постепенной трате наследственного предопределенного энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его”.  Таким образом, мы должны различать стресс патологический и стресс физиологический.  Физиологический стресс – необходимое условие развития организма. Рост и нормальное развитие организма возможны лишь в условиях действия физиологических форм стрессовых раздражений.

 В естественных условиях (у животных) такими раздражителями являются колебания параметров среды обитания (перепады температур, влажности, нехватка пищи и т.д.) В наших условиях мы лишены многих естественных физиологических раздражителей. Поэтому правильнее сказать, что ребенок нуждается в стрессе, т.е. ему нужно его создавать. Конечно же, имеется в виду физиологический стресс.

 Каковы же раздражители, вызывающие реакцию физиологического стресса?

1)  двигательная активность – это главное условие развития, обсуждавшееся нами ранее;

2)  температурные перепады и – особенно – температура окружающей среды ниже термокомфортной зоны;

3)  гипоксемические экспозиции, т.е. умеренная нехватка кислорода;

4)  солнечное излучение – естественный фактор, также вызывающий реакцию адаптации;

5)  ограниченная калорийность пищи.

 Все эти потребности обеспечиваются при естественном уходе за малышом, гимнастикой, водным тренингом и закаливанием.

 

 Относительно ограниченной калорийности пищи отмечу, что, конечно же, ребенок не должен голодать. Однако при естественном подходе и, соответственно, естественном грудном вскармливании у ребенка формируется нормальное регулирование пищевых потребностей. Он будет есть только тогда, когда голоден, и ровно столько, сколько ему необходимо.

 Очень важно, чтобы предлагаемые ребенку нагрузки не переходили границы физиологического стресса, приобретая тем самым характер патологических стрессов.

 5. Потребность в кормлении грудью

 Кормление грудью (не просто материнским молоком, а именно грудью) – необходимая составная часть естественного взращивания малыша. И кормление грудью также должно быть естественным.  Сегодня грудное вскармливание превращено в “науку” с четкими рекомендациями и распорядком. Однако кормление грудью прежде всего акт, совершаемый между двумя любящими друг друга существами, сведение которого к строгим схемам приводит к разрушению самой главной его составляющей – ослаблению любовных уз, бондинга.  Всегда следует исходить из естественных потребностей ребенка, а не подчинять его (и себя) насильственно наукообразным умозрительным правилам.

 

 Таковы основные потребности малыша, необходимые для его развития. Удовлетворяются они достаточно просто и естественно при условии, что родители также стремятся в своей жизни к простоте и естественности. Образ жизни ребенка всегда зависит от образа жизни родителей, поэтому в первую очередь нужно приобрести свой собственный опыт. Семью следует рассматривать как целое. Ребенок не может быть сам по себе, он усваивает образ жизни своего ближайшего социального окружения. Поэтому естественное взращивание малыша – это прежде всего работа родителей над своим образом жизни и над своими отношениями друг с другом, с миром, с детьми, с Богом.

 

 



[1] импринтинг— запечатления в памяти новорожденного отличительных черт воздействующих на него жизненно важных стимулов, в том числе и матери. Одним из важнейших результатов импринтинга является формирование долговременной связи с родителями, то есть запоминание объекта и формирование стойкой привязанности к нему, причем происходит это в строго определенный период, названный критическим или сенситивным.Для новорожденного таким критическим периодом, или периодом запечатления, является первый час жизни. Именно в это время, а далее в течение первых суток жизни, он запечатляет мать, что впоследствии служит основой для формирования по отношению к ней устойчивой привязанности. Этот период важен также и для матери, поскольку именно в этот период у нее тоже происходит запечатление своего ребенка, что служит толчком для пробуждения ее материнского инстинкта и формирования привязанности к новорожденному. Именно поэтому зрение новорожденного настроено таким образом, что он ясно видит предметы на расстоянии 20-25 см и выделяет лица. Лицо матери при кормлении грудью находится именно на таком расстоянии от глаз младенца. Таким образом, импринтинг является неотъемлемой частью родового процесса и жизненно необходимым условием для реализации успешного материнства, формирования взаимной привязанности матери и ребенка, а также для формирования у новорожденного благоприятного впечатления об окружающем мире.

[2] Для новорожденного с первых секунд (!) жизни очень важен физический и психо-эмоциональный контакт с матерью, отцом и возможно другими родственниками. В психологии такой первичный контакт называется бондинг. Связь формируется на самом глубинном уровне и потом оказывает своё влияние на протяжении всей жизни. Бондинг это ключевой момент.«Император Священной Римской империи Фридрих 2 провел небольшой эксперимент над новорожденными детьми. «Контрольную группу» младенцев забрали у матерей и передали нянькам сразу после рождения. Нянькам было приказано осуществлять лишь самый общий и необходимый уход за ними — кормить, купать, но не брать на руки и не разговаривать с детьми. Фридрих хотел знать, на каком языке заговорят младенцы, которые никогда не слышали человеческой речи и не засыпали под колыбельные. Эксперимент провалился — все дети погибли. Как объяснил один историк 13 века: «Фридрих напрасно старался… Ребенок не может жить без ласки». Прикосновения, поглаживания, массаж и мягкий мамин голос с самых первых минут поддерживают иммунную систему малыша, укрепляют связь между ребенком и родителями. Дети, которых мама, с первых минут берет на руки, ласкает, разговаривает лучше прибавляют в весе, меньше страдают расстройством сна, намного спокойнее, у них понижен уровень стрессовых состояний.В моче новорожденных, которых мамы с первых минут гладили и ласкали, ниже содержание кортизола — гормона стресса, который в определенной концентрации способен уничтожить клетки, крайне важные для иммунной защиты».

[3]  “Хватательный” рефлекс (или рефлекс Робинсона) – если вложить свои большие пальцы в ладони ребенка, то он их крепко схватит. Этот обхват бывает настолько крепким, что малыша можно приподнять. При этом усиливается общий мышечный тонус. Этот рефлекс постоянно “работает” в динамической гимнастике и поэтому не требует отдельного внимания;

 Рефлекс “ползания” (или рефлекс Бауера) – если приложить свои ладони к подошвам ног ребенка, он оттолкнется от них и поползет. Лучше это делать, когда малыш лежит на животе.

 Шаговый рефлекс – если поддерживать ребенка под мышки вертикально, опереть его ступни о твердую поверхность и чуть наклонить тело вперед, то он начнет делать шагательные движения, иногда “путая” при этом ноги.

 Подошвенный рефлекс (или рефлекс Бабинского) – если легко нажать на подошву сразу под пальцами, то все пальцы, кроме большого, согнутся, большой же выпрямится. Поддержку этого рефлекса удобно осуществлять вместе с массажем стоп.

 Рефлекс Галанта – если провести пальцем по спине ребенка вдоль позвоночника примерно в 1 см от него, то тело ребенка дугообразно изогнется. Поддержка этого рефлекса сочетается с обычными нежными поглаживаниями и массажем.

 Существуют и другие рефлексы. Например, рефлекс Моро, выражающийся в том, что если слегка дернуть за пеленку, то ребенок, лежащий на ней, разведет руки и напряжет мускулы. Считается, что этот рефлекс остался от необходимости успеть уцепиться за мать при резком ее движении. Рефлекс Моро “работает” при подбрасываниях малыша вверх в процессе игры, к чему нужно приучать его постепенно. В дальнейшем ощущение “свободного падения” вызывает у ребенка неописуемый восторг.

 Другой рефлекс – затаивание дыхания при погружении под воду – осуществляется при водных тренировках.

 

[4] Понятие стресса ввел Ганс Селье: “Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование”.  Г.Селье выделяет три фазы стрессовой реакции (или, как еще говорится, общего адаптационного синдрома) на какое-либо воздействие:

1.   Реакция тревоги. В этой фазе происходит процесс мобилизации резервов, но сопротивление организма еще недостаточно. На начальном этапе оно даже уменьшается.

 

2.   Фаза сопротивления. Уровень сопротивления поднимается выше обычного.

3.   Фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы. Графически это можно представить как на рис. 2. Г.Селье делает следующий вывод: “Наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады адаптационной энергии сверх унаследованного от родителей”.Селье признает, что стадия истощения после кратковременных нагрузок может быть обратимой, и стресс может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным факторам. Этот вид стресса называется эустресс, тогда как стресс, приводящий к болезни, дистресс.  Однако в любом случае “полное истощение адаптационной энергии необратимо. Когда ее запасы иссякают, наступает старость и смерть”.  Именно такие взгляды на стресс в конце концов привели к стереотипу, что стресс – это всегда плохо. Да, мы можем повысить сопротивляемость организма к какому-либо воздействию, но за это нам нужно заплатить.

 Совершенно различные факторы (причем не имеет значения, приятны они нам или нет), вызывающие стресс – стрессоры – дают в организме одинаковую биологическую реакцию (вследствие этого и названную неспецифической). Реакция стресса – это вызванная стрессором потребность осуществить приспособительную функцию и восстановить нормальное состояние.

[5]  “Адаптация есть реакция физиолого-морфологического преобразования организма и его частей, в результате которой повышаются его структурно-энергетические потенциалы, т.е. свободная энергия и рабочие возможности, а также общая неспецифическая резистентность”.

Стрессоры, вызывающие такую форму адаптивной реакции, были названы физиологическими, поскольку “вызываемые ими энергетические траты окупаются энергетическими приобретениями выше исходного уровня”. Адаптивная реакция на такие раздражители называется реакцией физиологического стресса. Селье же на самом деле описывал патологический стресс. Реакция физиологического стресса также имеет три фазы, но они принципиально другие.При реакции физиологического стресса также повышается устойчивость организма к действию факторов, имеющих характер патологических стрессоров.

 

Дорогие мои пациенты и слушатели семинаров!

Сайт я сделала прежде всего для Вас, чтобы  вы могли получать нужную информацию , не обшаривая в поисках ее все просторы интернета.

Поэтому очень прошу вас, напишите мне - какой информации вам не хватило, что вы от меня ждете. Я всегда услышу вас и отреагирую.

Пожелания по поводу качества и содержания информации отправляйте мне на почту:

smeleng@mail.ru

alohasmeleng@yandex.ru

winter140372@gmail.com

Или же через форму обратной связи на этом сайте)))

Надеюсь что информация пригодится вам и вашим близком в нелегком деле выращивания  здоровых и счастливых детей)))

 

 

 

 

© alohasmeleng

Сделать бесплатный сайт с uCoz